6, Декабрь 2023

Российский рынок франчайзинга успешно преодолел вызовы 2022 года

По оценкам аналитического агентства «РБК Исследования рынков», объем рынка в 2022 году составил ₽2397 млрд

Это на 22,3% выше показателя 2021 года. Франчайзинговые предприятия обеспечивают работой более 1 млн россиян. Всего в России функционирует более 80 тыс. франчайзинговых точек: это магазины, рестораны, кафе, медицинские центры, а также места оказания бытовых услуг для населения. В столице, в свою очередь, работают около 13 тыс. франчайзинговых точек.

Доля вклада франчайзинга в российский ВВП составляет 1,6%, при этом доля франчайзинга в суммарном обороте рынка общественного питания, розничной торговли и платных услуг составляет 4,9%. В 2021 году этот показатель был на уровне 4,7%. Таким образом, российский рынок франчайзинга смог укрепить свои позиции в 2022 году и сохраняет значительный потенциал для продолжения тенденции. 

Самым крупным сегментом рынка франчайзинга является ресторанный бизнес. Он занимает почти 19%, однако годом ранее показатель превышал 22%. Сокращение позиций лидирующего сегмента по России в целом связано с масштабными событиями на рынке, в первую очередь с уходом многолетнего лидера — компании McDonald’s. 

На втором месте в России располагается сегмент FMCG-ретейла, который занимает 14,9% рынка. В продовольственном ретейле франчайзинг распространен не настолько широко по сравнению с другими сегментами рынка (доля в структуре розничных продаж продовольственных товаров составляет не более 3%), однако за счет показателей оборота ведущих игроков рассматриваемый сегмент занимает крупную долю в структуре всего рынка франчайзинга. Среди них, например, только торговая сеть «Пятерочка», развивающая обратный франчайзинг, на текущий момент управляет более чем 20 тыс. магазинов в 69 регионах страны, из них более 300 — партнерские. Кроме того, в 2022 году продовольственному ретейлу в значительной мере помогли хорошая адаптивность и устойчивость бизнеса к кризисным явлениям. 

10,1% рынка франчайзинга приходится на медицинские услуги. При этом франчайзинг наиболее развит в сегменте диагностической медицины. Одежный и обувной ретейл в сумме занимают 10,3%, что выводит объединенный сегмент на третье место общего рейтинга среди основных направлений франчайзингового бизнеса в России в 2022 году. 
Мы провели дополнительное исследование сегментов рынка франчайзинга с целью оценки основных показателей стабильности и эффективности бизнеса. Для проведения расчетов была собрана статистика бухгалтерской отчетности компаний, работающих в крупнейших сегментах рынка. 

По среднегодовым темпам прироста выручки за последние десять лет среди крупнейших сегментов рынка франчайзинга можно выделить медицинские услуги и сектор ресторанов / общественного питания с показателями 24,5 и 22,9% соответственно. FMCG-ретейл располагается на третьем месте с результатом 15,6%.

Однако рынок медицинских услуг, несмотря на высокие показатели прироста выручки, отличается их нестабильным характером из-за резкого роста показателей выручки в 2020–2021 годах на фоне всплеска популярности медицинских услуг тестирования на COVID-19 во время пандемии, а также существенным падением оборота в 2022 году — более чем на 20%. Кроме того, разросшиеся за период пандемии медицинские франчайзинговые сети столкнутся с дефицитом спроса как минимум в 2023–2025 годах на фоне окончания пандемии и переключения внимания россиян на другие товары и услуги.

Сектор общественного питания существенно пострадал в 2020 году на фоне начала пандемии COVID-19. Второй удар по рынку нанес 2022 год, когда его покинули крупнейшие международные операторы, работающие в сегменте ресторанов быстрого обслуживания.

В свою очередь, за последние десять лет на рынке франчайзинга сектор FMCG-ретейла, наравне с сегментом мебельного ретейла, показывал только положительные приросты выручки начиная с 2013 года — всего девять периодов. У всех других сегментов рынка франчайзинга аналогичные показатели хуже. При этом усредненный показатель прироста выручки у сегмента FMCG превосходит соответствующий показатель для рынка мебельного ретейла. 

Согласно данным опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков», FMCG-ретейл входит в топ-3 самых востребованных франшиз наряду с ПВЗ и медицинскими услугами. При этом важно отметить, что в сегменте FMCG на российском рынке франчайзинга наблюдается достаточно малый объем предложения — потенциальным франчайзи приходится выбирать примерно из 60 франшиз для ведения бизнеса. Мы рассмотрели все предложения и отобрали франшизы для потенциального ведения совместного бизнеса (федеральные франшизы магазинов площадью более 100 кв. м). 

Среди топ-7 франшиз, отобранных «РБК Исследованиями рынков» для потенциального ведения бизнеса, предложения разных компаний имеют свои сильные стороны.

  • Франшиза торговой сети «Пятерочка» обладает наибольшим покрытием в России (более 20 тыс. магазинов на конец августа 2023 года, что в четыре раза превышает показатели ближайшего конкурента). 
  • Франшизы «Пятерочки», «Дикси» и «Перекрестка» являются обратными, что упрощает ведение бизнеса для потенциальных франчайзи.
  • Минимальный срок окупаемости среди рассматриваемых франшиз у сети магазинов «Авокадо» — 12 месяцев. При этом из рассматриваемых вариантов магазины «Авокадо» являются наименьшими по площади. Соответственно, для их открытия требуется наименьший объем инвестиций. Среди остальных предложений наименьший срок окупаемости в успешных кейсах у магазинов «Пятерочка», «Дикси» и «Фасоль» (18 месяцев). 
  • Минимальные инвестиции в открытие магазинов «Пятерочка», «Дикси» и «Доброцен» в целом совпадают с той суммой инвестиций, которую предприниматели готовы потратить на расширение бизнеса по франшизе в сегменте FMCG. 
  • Наибольшую потенциальную чистую прибыль обеспечивает франшиза «Перекрестка», однако открытие рассматриваемого магазина требует наибольшего объема инвестиций, который чаще всего превышает возможности большинства потенциальных франчайзи.
  • По совокупности преимуществ франшиза сети «Пятерочка» является наиболее сбалансированным предложением в сегменте FMCG-ретейла.

    Источник